de-lux
|
2006.12.26. - 23:54:44
Понятие гомофобии как общественного явления возникло внутри западноевропейской социокультурной парадигмы. Резолюция Европарламента «Гомофобия в Европе» (англ. Homophobia in Europe) от 18 января 2006 г. определяет гомофобию как «иррациональный страх и отвращение к гомосексуальности и к лесбиянкам, геям, бисексуалам и трансгендерным людям, основанные на предубеждениях и схожие с расизмом, ксенофобией, антисемитизмом и сексизмом» (англ. an irrational fear of and aversion to homosexuality and to lesbian, gay, bisexual and transgender (LGBT) people based on prejudice and similar to racism, xenophobia, anti-semitism and sexism)[16] — принимая, таким образом, трактовку гомофобии как социального и культурного явления, а не психиатрического синдрома.
Геи и лесбиянки в США подвергаются дискриминации и различным нападкам[17][18][19][20][21]. Так, например, 90 % американских геев и лесбиянок отмечают, что испытывали личные оскорбления или угрозы, а около трети — подвергались физической агрессии. Геи также приводят следующие цифры: в среднем американский школьник слышит гомофобные высказывания 26 раз в день. Около 31% молодых геев и лесбиянок в 2005 году подверглись физической агрессии в школе[22].
Довольно напряжённая ситуация складывается в Израиле. В 2005 году во время проведения гей-парада окружающие швыряли в демонстрантов бутылки с мочой и пакеты с фекалиями[23]. Некоторые протестующие несли лозунги «Гомосексуализм — это заболевание». Один из противников шествия тяжело ранил ножом гея и лесбиянку. Ранее мэр Иерусалима пытался запретить гей-парад[23], однако суд постановил, что для отмены недостаточно оснований и обязал городские власти обеспечить безопасность мероприятия, разместить флаги для шествия с радужной символикой и возместить организаторам часть расходов.
В некоторых странах бывшего социалистического лагеря проблема гомофобии не менее актуальна. Так, из-за высокого уровня гомофобии в Эстонии в 2006 году страну покинул голландский посол[24].
В Белоруссии, где гомосексуальная половая активность уголовно наказуема, за последние годы произошло два дипломатических скандала на этой почве. Оба раза обвинения в совершении уголовно наказуемых деяний предъявлялись дипломатам государств, активно поддерживающих белорусскую оппозицию. В 2005 году местные власти обвинили сотрудника чешского посольства Павла Крживоглавого в сексуальных домогательствах и со скандалом выдворили его из страны. В 2006 году та же участь постигла второго секретаря посольства Латвии в Минске Реймо Шмитса.
В Англии проводится бескомпромиссная борьба с гомофобией. Так, например, 72-летний член городского совета английского города Борнмут, в ответ на письмо с вопросом о том, сколь много бюрократических препон пришлось бы преодолеть Ною в наше время, ответил, что Ною пришлось бы ещё объяснять, почему на его ковчеге нет гомосексуальных животных. Эта шутка была сочтена оскорблением гей-сообщества Борнмута, и политик лишился своего поста.
Большинство противников гомосексуальности заявляют, что их отношение к явным её проявлениям связано, в основном, с представлениями большинства о норме, а следовательно, не является чем-то предосудительным или ненормальным. Они порой возражают против правомерности самого существования термина «гомофобия», считая его идеологическим клише[10], которое чрезмерно широко используется для того чтобы создавать представление о противниках гомосексуальности как о не вполне нормальных и здоровых людях. Они считают, что гомосексуальность является не вариантом нормы, а её нарушением (клиническим расстройством, грехом, нарушением норм общественной морали), а следовательно, отвращение к этому явлению — «естественное отвращение к противоестественным действиям».
Традиционные ценности — устойчивые моральные правила и представления о жизненном пути человека, передаваемые из поколения в поколение и зачастую имеющие религиозные основания. В традиционных течениях христианства, иудаизма и ислама проявления нетрадиционной сексуальной ориентации рассматриваются как тяжкий грех, и если живущих во грехе следует призывать к покаянию, то с проповедями греха, по мнению религиозных активистов, следует бороться. Таким образом, религиозные активисты требуют от государства запрета публичных акций лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией (гей-парадов и т. п.), а также уголовных либо административных санкций за подобные действия. Традиционалисты могут также обвинять гомосексуалов в разрушении способной к репродукции семьи.